Сетевой научный журнал "Философские проблемы
информационных технологий
и киберпространства" (ISSN:2305-3763)

Тривилизация образования как модель социальной динамики в современных информационных условиях

DOI: 10.17726/philIT.2015.9.1.37.03

Автор: Фортунатова В.А., Платонова Ю.А.

Аннотация: В настоящей работе представлено философское осмысление социальной динамики сквозь призму трансформации образования. Эволюция образовательных идеологий, отражающих представление о смысле и назначении образовательной деятельности, а также развитие информационных технологий представлены в работе как необходимые и достаточные условия происходящей трансформации моделей обучения. В результате проведенного анализа концептов, транслируемых каждой из рассмотренных в статье образовательных идеологий, в частности идеологией ориентации на студента, авторами сделан вывод о наблюдаемой тривилизации образования. Провозглашенная гуманитарная ориентация на студента, означающая свободу, равенство, уважение к индивидуальности, привела к массовизации просвещения на принципах упрощения, фрагментации, логизации всего процесса обучения. Образование стало подменяться образованностью, дипломированностью, поверхностной подготовленностью, характеризоваться легкомысленностью отношения к информационным источникам. В таком случае развитие информационных технологий, обеспечивающих свободный доступ к источникам информации, в условиях ослабления запроса на образование нетривиального характера формирует дополнительные предпосылки обеззначивания образовательного продукта для современного обучающегося. Преодоление накопленной инерции в этом направлении видится в обновленной концепции объединения сознания и практики.

Ключевые слова: тривилизация, идеология, информационные технологии, открытое образование, коммодификация.

Полный текст статьи



Abstract: Philosophical consideration of social dynamics is presented in the article. Transformation of education serves as a basis for investigation of social dynamics. Evolution of educational (curriculum) ideologies, which reflect the understanding of what education is for, along with information technologies development are presented as the necessary and sufficient conditions of learning models transformation. Undertaken analysis of ideas, concepts disseminated by the considered educational ideologies, including the learner centered ideology, reveals the so called trivialization of education. Proclaimed humanitarian orientation to a learner with its ideas of freedom, equality, respect to individuality has led to the massification of educational services based on the principles of simplification, fragmentation of the learning process as a whole. Education as a process tends to be replaced with the state of accomplishment, being graduated, certificated, seemingly prepared for professional activities. Such an education is characterized with the unexamining, frivolous approach to the sources of information. Information technologies opening free access to “knowledge” in the conditions of weakening of demand for the substantive, nontrivial educational services creates opportunities for what we call trivialization of education. To overcome the observed inertness, lack of strive for education the renewed concept of united conscious and praxis is found to be important.

Keywords: trivilization; ideology; information technologies; open education, commodification.



← Назад в выпуск