Сетевой научный журнал "Философские проблемы
информационных технологий
и киберпространства" (ISSN:2305-3763)

Интерпретация классического либертарианского определения свободы воли Р. Кейном

DOI: 10.17726/philIT.2020.1.6

Автор: Брагина Н.И.

Аннотация: В настоящей статье исследуются особенности проблематизации либертарианской свободы воли, обращение к которой становится особо актуальным в связи с требованием натурализма, выдвигаемого современной научной картиной мира. Американский философ Р. Кейн настаивает на том, что для разрешения проблемы в ее современном виде необходимо переосмыслить традиционные либертарианское и компатибилистское определения свободы воли в их непосредственной связи. Свои классические очертания данные определения получили в рамках полемики Т. Гоббса и Д. Брэмхолла, в рамках которой Т. Гоббс дает компатибилистское определение свободы воли, совместимое с детерминизмом, но лишь на уровне обыденного языка. Р. Кейн предлагает обратить большее внимание на его оппонента, который учитывает более глубокие интуиции. От данного определения зависит то, каким образом мы рассматриваем сопряженные понятия, такие как моральная ответственность, истинное творчество, любовь, достоинство личности и т.д. Продолжая «линию Брэмхолла», Р. Кейн дорабатывает классическое либертарианское определение свободы воли и показывает его возможную совместимость с современным научным пониманием мира, концептуализируя проблематику при помощи таких понятий, как «множественная рациональность», «формирующие самость действия», «расколотая воля» и т.д. Главной задачей данной статьи является ответ на вопрос о том, почему, с точки зрения Р. Кейна, редукция традиционного понимания свободы воли является не только излишней, но и пагубной.

Ключевые слова: аналитическая философия, свобода воли, либертарианство, компатибилизм, Р. Кейн, моральная ответственность, детерминизм, индетерминизм, Т. Гоббс, Д. Брэмхолл.

Ссылка: Брагина, Н.И. Интерпретация классического либертарианского определения свободы воли Р. Кейном // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2020. № 1, vol. 17., pp.68-79. DOI 10.17726/philIT.2020.1.6.

Полный текст статьи



Robert Kane's rethinking of traditional libertarian free will

Abstract: This article explores the problem of free will expecially as it is understood by libertarian philosophers. This problem becomes even more relevant in connection with the modern scientific understanding of the world which puts forward the demand of naturalism for resolving mind-body problem. The American philosopher R. Kane insists that it is necessary to rethink the traditional libertarian and compatibilist definitions of free will in order to get ahead from the standstill of current free will debates. These definitions were given their classical forms in T. Hobbes and D. Bramhall's polemic. T. Hobbes gives a compatibilist definition of free will, i.e. of free will compatible with determinism, but only at the level of ordinary language. R. Kane suggests to pay more attention to Hobbes’ opponent, who takes into account stronger intuitions, which helps to consider related concepts, such as moral responsibility, genuine creativity, love, personal dignity, etc. in their full sense. Following the Bramhall's tradition R. Kane expands the traditional libertarian definition of free will and shows that it is possible to make it compatible with the modern science by using such notions as “plural rationality”, “self-forming acts”, etc. The main task of this article is to answer why, from R. Kane's point of view, the reduction of the traditional understanding of free will is not only unnecessary, but also harmful.

Keywords: analytic philosophy, free will, libertarianism, compatibilism, determinism, indeterminism, moral responsibility, R. Kane, T. Hobbs, D. Bramhall.

Reference: Bragina, N. Robert Kane's rethinking of traditional libertarian free will // Philosophical Problems of Information Technologies and Cyberspace. 2020. № 1, vol. 17., P. 68-79. DOI 10.17726/philIT.2020.1.6.



← Назад в выпуск