Сетевой научный журнал "Философские проблемы
информационных технологий
и киберпространства" (ISSN:2305-3763)

Философский фикционализм и проблема искусственного интеллекта

DOI: 10.17726/philIT.2015.10.2.811.93

Автор: Куликов С.Б.

Аннотация: Интерпретация искусственного интеллекта с позиций философского фикционализма позволила обсудить условия технологизации образования как процесса усиления уровня дискурсивной силы мышления учащихся. Искусственный интеллект получил расширительное истолкование как воплощение литературного образа, который не имеет однозначной связи с областью логических формализмов и математических алгоритмов действия и общения. Автор применил методы, свойственные семиотическому подходу, предложенному Борисом Успенским и Юрием Лотманом. Удалось подвергнуть критике современные версии технологизации образования, ведущие к приданию абсолютной ценности информационно-телекоммуникационным технологиям. Рост методологической культуры учащихся, оформленный в виде функционального словообразования новых средств описания изучаемых предметов, был связан с развитием дискурсивной силы мышления. Результаты исследования открыли новые перспективы в понимании места и роли искусственного интеллекта в рамках образовательной практики.

Ключевые слова: искусственный интеллект; фикция; фикционализм; ценности; образование; информационно-телекоммуникационные технологии; функциональный подход к словообразованию; искусственные языки; методологическая культура

Ссылка: Куликов С.Б. Философский фикционализм и проблема искусственного интеллекта [Text] // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства, 2015. № 2, vol. 10. – 42–57. DOI 10.17726/philIT.2015.10.2.811.93.

BibTeX

Полный текст статьи



Philosophical fictionalism and problem of artificial intelligence

Abstract: Interpretation of artificial intelligence on the base of the philosophical fictionalism allowed discussing the educational technologies in the context of conditions for strengthening of discursive power of pupils’ thought. The artificial intelligence received broad interpretation as an embodiment of a literary image, which did not have unambiguous link with the area of logical formalisms and mathematical algorithms of action and communication. The author applied the methods peculiar to the semiotics approach, offered by Boris Uspensky and Yury Lotman. It was succeeded to criticize the modern versions of educational technologies conducting to giving of absolute value for information and telecommunication technologies. Growth of pupils’ methodological culture, described on the base of functional approach to word formation of new means for the description of the studied subjects, was related to the development of discursive power of thought. As a result, the research opened new prospects in understanding of a place and role of artificial intelligence within educational practice.

Keywords: artificial intelligence, fiction, fictionalism, values, education, information and telecommunication technologies, functional approach to word formation, artificial languages, methodological culture.

Reference: Kulikov, S. Philosophical fictionalism and problem of artificial intelligence [Text] // Philosophical Problems of Information Technologies and Cyberspace, 2015. № 2, vol. 10. DOI 10.17726/philIT.2015.10.2.811.93.



← Назад в выпуск